Отражение «Современника» в кинематографе
Отражение «Современника» в кинематографе

Отражение «Современника» в кинематографе

Театр «Современник» родился 15 апреля 1956 года — именно тогда содружество молодых актёров, в которое входили Олег Ефремов, Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачёва, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачёв и другие выпускники школы-студии МХАТ, поставили свой первый спектакль. Идея создания новой студии родилась как отклик на закостенелость и архаичность классического театра. Идеологам создания «Современника» хотелось говорить со зрителями о насущных проблемах живым языком. Практически сразу после основания театр стал культовым и до сих пор считается одним из символов эпохи. 

В преддверии большого юбилея в рамках фестиваля «Театральный бульвар» 2 августа во дворе Московского театра «Современник» откроется новая локация — «Зелёный дворик у „Современника“», где будут проводиться показы фильмов Киноконцерна «Мосфильм» с участием знаменитых актёров и режиссёров, служивших в легендарном театре. 

Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» узнал, как «Современник» повлиял на советское кино и как любовь к этому театру нашла отражение в кинематографе. 

Со сцены на экран

Первой пьесой, поставленной Студией молодых актёров, будущим театром «Современник», стало произведение Виктора Розова «Вечно живые». И хотя написано оно было ещё во время Великой Отечественной войны, публиковать историю о девушке, которая не дождалась своего любимого с фронта и вышла замуж, тогда не разрешили. С началом периода оттепели пьесу поставили в Костромском драматическом театре, но широкую известность она получила именно после постановки в «Современнике». В 1957 году по этому произведению Михаил Калатозов снял фильм «Летят журавли», получивший множество кинонаград, в числе которых «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля. 

Вряд ли можно точно определить, сколько именно режиссёров, вдохновившись спектаклями театра, решились на экранизации. Но один случай известен доподлинно — это история создания фильма «Любовь и голуби», о которой рассказывал сам режиссёр Владимир Меньшов. После успеха картины «Москва слезам не верит» он находился в поисках нового материала. Увидев спектакль «Любовь и голуби» на сцене «Современника», режиссёр сказал своей супруге Вере Алентовой, что должен экранизировать это произведение. И хотя она первоначально отнеслась к этому скептически, Меньшов нашёл автора пьесы Владимира Гуркина, который на тот момент работал в Омском драматическом театре, и предложил написать сценарий. На главную роль режиссёр взял Нину Дорошину, которая играла Надюху на сцене театра. Меньшов практически не сомневался, что лучше её никто не воплотит этот образ на экране. 

Актёры театра в кинофильмах

Если говорить об актёрах, то сложно перечислить все фильмы из золотого фонда отечественного кинематографа, в которых снялись актёры «Современника»: «Служебный роман», «Москва слезам не верит», «Зимний вечер в Гаграх», «Гараж», «По семейным обстоятельствам», «О бедном гусаре замолвите слово», «Тот самый Мюнхгаузен», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Мы из джаза», «Осенний марафон» и многие другие.

Элем Климов пригласил Евгения Евстигнеева на роль начальника пионерлагеря товарища Дынина в фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», потому что много раз смотрел спектакли «Современника» с участием актёра, присутствовал на его репетициях и был почитателем его таланта. Причём руководство киностудии не одобрило этот выбор, предлагая другие кандидатуры. По словам режиссёра, все понимали, что Евстигнеев внесёт в роль социальный подтекст. Тем не менее Климову удалось настоять на своём.  

В фильме Олега Ефремова и Гавриила Егиазарова «Строится мост» по произведению Наума Мельникова снялась почти вся труппа «Современника». В картине приняли участие Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Олег Даль, Нина Дорошина, Людмила Гурченко, Виктор Павлов, Людмила Иванова, Михаил Козаков, Игорь Кваша, Пётр Щербаков и многие другие актёры театра. Фильм снимался в Саратове, когда труппа находилась там на гастролях. Причём местом съёмок стала реальная стройка Саратовского автомобильного моста через Волгу. Картина стала первой режиссёрской работой Олега Ефремова в кинематографе. 

Театр в кино

Аллюзии на «Современник» можно найти и в ряде знаменитых советских фильмов. Так, намёк на театр есть в картине Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», в которой снимались актёры «Современника»: Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Галина Волчек. В диалоге Димы Семицветова и покупательницы магнитофона героиня Волчек произносит фразу: «Я от Олега Николаевича… Приятеля Леонид Осича», — есть версия, что имеется в виду Олег Николаевич Ефремов, создатель и художественный руководитель театра, а также Леонид Иосифович Эрман, директор театра «Современник» в те годы. 

В следующем своём фильме — «Зигзаг удачи» — Рязанов также отдаёт дань уважения театру — фотоателье, где происходят основные события картины, называется «Современник». Также ряд сцен фильма снимался на Чистопрудном бульваре, недалеко от театра «Современник».

А вот режиссёр Михаил Козаков, который служил в «Современнике» в конце 1950-х и 1960-е годы, в своём фильме «Покровские ворота» передал дух эпохи оттепели — середины 1950-х годов — в том числе и упоминанием театра. В финальных кадрах картины зритель видит тётушку Костика Алису Витальевну, стоящую у афиши премьеры спектакля «В поисках радости» театра-студии «Современник». «В поисках радости» — второй спектакль студии. Он был создан по одноимённой пьесе Виктора Розова. Главную роль в постановке сыграл Олег Табаков. Спектакль был невероятно популярен, за билетами выстраивались очереди, в одной из которых как раз и стояла героиня актрисы Софьи Пилявской.

08.08.2025

Служебный роман

0+ 1977
золотая коллекция мосфильма

Анатолий Ефремович Новосельцев, рядовой служащий одного статистического управления, — человек робкий и застенчивый. Для него неплохо бы получить вакантное место зав. отделом, но он не знает как подступиться к этому делу. Старый приятель Самохвалов советует ему приударить за Людмилой Прокопьевной Калугиной, — сухарем в юбке и директором заведения…