Причёска Костолевского, костюм Абдулова, глаза Коренева: опубликован идеальный образ советского киногероя
Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» в сотрудничестве с иллюстратором Лерой Кирьяковой создал образ идеального героя советского кино. Черты лица, костюм и причёску выбирали сами зрители телеканала. А художница, известная во всем мире своими «мультяшными» портретами знаменитостей, нарисовала собирательный образ героя.
Иллюстрацию в большом разрешении можно скачать по ссылке.
Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» к двухлетию со дня выхода в эфир сделал подарок поклонникам советского кино, создав образ идеального киногероя. Предварительно в социальных сетях телеканала аудиторию просили выбрать самую элегантную причёску, выразительные глаза, привлекательные черты лица и наиболее подходящий костюм. В итоге зрительские симпатии распределились следующим образом:
Причёска – разведчик Андрей Бородин, «Тегеран-43» (Игорь Костолевский)
Глаза – Ихтиандр, «Человек-амфибия» (Владимир Коренев)
Нос – Женя Колышкин, «Женя, Женечка и "катюша"» (Олег Даль)
Губы – Никита, студент, «Карнавал» (Александр Абдулов)
Подбородок – Сергей Сергеевич, старший механик, «Пираты ХХ века» (Николай Ерёменко)
Костюм Иван Пухов, «Чародеи» (Александр Абдулов)
Причёска – разведчик Андрей Бородин, «Тегеран-43» (Игорь Костолевский)
Среди образов, из которых выбирали зрители, были кучерявые волосы Александра Белова в фильме «Гардемарины, вперед», кепка Гоши из «Москва слезам не верит», модная стрижка героя Козодоева из «Бриллиантовой руки», но для идеального героя зрители выбрали причёску разведчика Бородина в исполнении Игоря Костолевского. К моменту съёмок в советско-французском фильме «Тегеран-43» актёр уже был известен по фильмам «Звезда пленительного счастья», «И это всё о нём», «Безымянная звезда» – поэтому на роль его взяли даже без проб. Правда, на афишах, созданных к премьере фильма, на первом плане шло имя Алена Делона, который сыграл инспектора полиции, а затем уже фамилии исполнителей главных ролей – Натальи Белохвостиковой и Игоря Костолевского. Это было сделано с целью привлечь больше зрителей. Но сегодня все помнят и любят этот фильм именно по образу, созданному Костолевским.
Кстати, у Бородина был реальный прототип – разведчик Геворк Вартанян, с которым Костолевский консультировался при работе над ролью.
Глаза – Ихтиандр, «Человек-амфибия» (Владимир Коренев)
Владимир Коренев сыграл Ихтиандра, когда ещё учился на последнем курсе ГИТИСА. Подбирая актёра на главную роль, режиссёр Владимир Чеботарев искал идеально красивого молодого человека с «морем в глазах» – именно это он и приметил в Кореневе. Актёр родился в Севастополе, привык к морской стихии, более того – роман «Человек-амфибия» был его любимым произведением.
После выхода фильма в широкий прокат в 1962 году Владимир стал невероятно популярным, открытки с его изображением были дефицитом. Есть легенда, что в Ленинграде, когда в газетном ларьке на витрине появилось фото актёра, поклонницы в битве за раритет опрокинули киоск.
Сине-голубые глаза Ихтиандра в голосовании зрители предпочли холодному взгляду Остапа Бендера в исполнении Андрея Миронова, горящим глазам Кондратия Рылеева из фильма «Звезда пленительного счастья» и влюбленному взгляду героя Алексея Рыбникова в фильме «Весна на Заречной улице».
Нос – Женя Колышкин, «Женя, Женечка и "катюша"» (Олег Даль)
По словам Булата Окуджавы, одного из авторов сценария, образ Жени писали именно в расчете на Олега Даля. Создателям был нужен интеллигентный юноша с тонкими чертами лица. Именно таким мог быть юный мечтатель, который даже на войне продолжает жить в собственном выдуманном мире. Правда, первые пробы худсовет отверг, считая, что в актёре нет «стихийного обаяния». Но режиссёр Владимир Мотыль видел Даля на сцене театра «Современник», понимал его огромный талант, поэтому отстоял кандидатуру и даже провел вторые пробы, чтобы убедить худсовет.
Также зрители голосовали за кандидатуры Василия Ливанова в образе Шерлока Холмса и Вячеслава Тихонова в образе Штирлица.
Губы – Никита, студент, «Карнавал» (Александр Абдулов)
В кандидатах на идеальные губы были д'Артаньян, которого сыграл Михаил Боярский, Леонид Куравлев в «Афоне», Вахтанг Кикабидзе и его Мимино. Но больше всех голосов набрал герой Александра Абдулова в фильме «Карнавал». После съёмок в телефильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» Абдулов стал признанным секс-символом советского союза (хотя тогда этого понятия в СССР ещё не существовало). Поэтому когда Татьяне Лиозновой понадобился актёр на роль мажора-ловеласа Никиты, выбор пал на Абдулова. Именно таким должен был быть персонаж – в которого моментально могла влюбиться не только девушка из провинции, но и все зрительницы. К тому моменту Абдулов уже старался избегать ролей героев-любовников, но на предложение Лиозновой не мог не согласиться.
Подбородок – Сергей Сергеевич, старший механик, «Пираты ХХ века» (Николай Ерёменко)
Уйти от романтического образа старался и Николай Ерёменко, чей мужественный подбородок зрители признали идеальным. Актёр хотел сменить амплуа, поэтому очень рассчитывал на роль механика Сергея. Но именно из-за ролей героев-красавцев режиссёр долго не видел Ерёменко в образе механика, хотел пригласить литовского актёра Костаса Марининаса. Главным аргументом Ерёменко стал тот факт, что для роли нужна была спортивная подготовка, а плавал и дрался он гораздо лучше Марининаса.
«Пираты XX века» – это первый советский боевик, где показывались приёмы карате, до этого запрещённого вида спорта.
Кандидатами на подбородок «идеального героя» стали также герой Виталий Соломина в сериале «Зимняя вишня», Паратов в исполнении Никиты Михалкова из фильма «Жестокий романс», герой Сергея Бондарчука в «Они сражались за Родину»
Костюм Иван Пухов, «Чародеи» (Александр Абдулов)
Для выбора идеально одежды зрителям предложили разнообразные луки советской эпохи: практически стиляжный образ Шурика из новеллы «Наваждение», модный костюм с шарфом афериста Милославского из «Иван Васильевич меняет профессию», черный плащ Жеглова из «Место встречи изменить нельзя» и пиджак с тельняшкой Дяди Мити из «Любовь и Голуби». Но самым стильным был признан белоснежный костюм-тройка Ивана из фильма «Чародеи»
Мало кто не знает фразу из фильма «Чародеи» «Главное, чтобы костюмчик сидел». Для героя Абдулова было сшито 2 костюма. Первый, который как раз «не сидел» – с длинными рукавами и короткими штанами, и второй, в котором Иван появляется в конце фильма. Белый цвет костюма должен был отражать характер персонажа – светлой и положительной личности. Платье Алёны в финальном эпизоде было подстать ему – белоснежное.
Многие заметили сходство белых «троек» героя Абдулова в «Чародеях» и Джона Траволты из «Лихорадки субботнего вечера». Но художник Владимир Соковнин, создававший костюмы для «Чародеев», отрицает, что ориентировался на фильм Джона Бэдэма и говорит, что тогда даже не видел его.
Ранее художница Лера Кирьякова уже сотрудничала с телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция» и создавала образ идеальной героини – из прически Натальи Варлей в фильме «Кавказская пленница», наряда Людмилы Гурченко в «Карнавальной ночи», глаз Ларисы Гузеевой из «Жестокого романса» и черт лица Александры Яковлевой в «Чародеях». Теперь героев получилось объединить в пару.