Рукописи не горят! Сериал «Мастер и Маргарита» на телеканале «Мосфильм. Золотая коллекция»
Москва 1934 год. В столицу инкогнито приезжает сам сатана – таинственный Воланд со своей свитой. И с этого момента на улицах города начинает происходить настоящая чертовщина. Во всей этой неведомой чехарде событий появляется Мастер, создавший роман о Понтии Пилате. За собственное творение писатель поплатился свободой и разумом. Но где-то в московском особняке томится в ожидании счастья та, которой суждено его спасти. Прекрасная Маргарита пойдет на сделку с самим дьяволом, чтобы освободить своего Мастера и наказать тех, кто так незаслуженно обидел ее возлюбленного…
Вокруг экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в разное время ходило множество слухов. Одни утверждали, что это произведение проклято, другие считали, что сама книга противится переносу ее действия на экран. При этом культовый роман был экранизирован четыре раза. Правда, ни одна кинопостановка не считалась успешной.
Поэтому, несмотря на суеверия, работа над фильмом была начата. Режиссерское кресло занял Владимир Бортко, который получил предложение снять «Мастера и Маргариту» еще в далеком 1987 году, но тогда он уступил свое место другу – Элему Климову. Последний планировал создать совместный проект с итальянскими и американскими коллегами, но в конечном итоге эта задумка так и не была реализована. Следующая попытка экранизировать роман датируется 2000 годом. Тогда Бортко даже утвердил некоторых актеров, среди которых были Сергей Маковецкий и Дмитрий Певцов, но и эти усилия не увенчались успехом, поскольку наследник творчества Булгакова неожиданно передал все права американским сценаристам. Началась длительная эпопея по приобретению прав на экранизацию.
В итоге режиссер приступил к работе только через несколько лет. Актерский кастинг было решено проводить заново. На роль Мастера без проб был утвержден Александр Галибин, хотя изначально режиссер видел на его месте Владимира Машкова, но актер предпочел этим съемкам контракт с Голливудом. Роль Берлиоза должен был воплотить на экране Александр Калягин, но отказался из-за двух перенесенных инфарктов. Образ таинственного Воланда был закреплен за Олегом Янковским, но и тот впоследствии ответил твердое «нет». Актер мотивировал свой отказ абсолютным незнанием того, как изобразить в кадре столь противоречивого персонажа, и был уверен, что образ дьявола на экране воплощать нельзя. После отказа Янковского режиссер решил поискать кандидатов на роль Воланда за границей, но и от этой идеи ему вскоре пришлось отказаться. В конечном итоге Бортко обратился к Олегу Басилашвили. Последний оказался совсем несуеверным и видел образ таинственного Воланда по-своему. Он утверждал, что его герой не олицетворяет собой истинное зло, а является в какой-то степени союзником Иешуа, поскольку также совершает добрые поступки.
Над образом одного из самых харизматичных персонажей фильма – Кота Бегемота трудились сразу несколько человек. В основном его играл Вано Миранян. На съемочной площадке актеру приходилось облачаться в кошачий комбинезон, начиненный всякими устройствами, которые отвечали за движение усов, ушей и рта. Озвучивал Кота Бегемота актер Семен Фурман. А кота в образе человека исполнил Александр Баширов
Съемочный процесс был непростым, всей группе пришлось поездить по разным городам и даже странам. Библейские сцены создавали в Израиле, а также Болгарии, где остались декорации античного города после фильма «Спартак». Распятие Иешуа было снято в Судаке, а Москву 1930-х годов воспроизводили преимущественно в Петербурге, за исключением сцены на Патриарших прудах. Знаменитый дом № 302-БИС на Садовом кольце также был снят в Санкт-Петербурге, а на улице Репина, там же, в Северной столице, было снято знакомство Мастера и Маргариты.
Смотрите мистический сериал по одноименному роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в субботу, 25 сентября, с 10:20 на телеканале «Мосфильм. Золотая коллекция».