
Зрители телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» выбрали лучшие экранизации произведений Михаила Шолохова
К 120-летию со дня рождения Михаила Александровича Шолохова редакция телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» опросила зрителей и выяснила, какие картины, поставленные по произведениям писателя и сценариста, наиболее популярны.
По результатам опроса топ-5 экранизаций выглядит так:
1. «Тихий Дон» (1957), реж. Сергей Герасимов — 25%.
2. «Они сражались за Родину» (1975), реж. Сергей Бондарчук — 20%.
3. «Судьба человека» (1959), реж. Сергей Бондарчук — 19%.
4. «Поднятая целина» (1959), реж. Александр Иванов — 11%.
5. «Донская повесть» (1964), реж. Владимир Фетин — 10%.
Возглавляет рейтинг «Тихий Дон» режиссёра Сергея Герасимова. Его отметила четверть опрошенных. Комментируя ответы, респонденты называли картину великим фильмом по великому произведению и лучшей из четырёх экранизаций. Роман-эпопея о жизни донских казаков на фоне переломных событий XX века — Первой мировой войны, двух революций, Гражданской войны — принёс Михаилу Шолохову мировую известность и Нобелевскую премию. Идея перенести историю на киноэкраны родилась у Сергея Герасимова после просмотра первой экранизации «Тихого Дона» — немой картины, вышедшей в 1930 году. Герасимов сам взялся за переработку масштабного произведения в сценарий и приступил к съёмкам только после одобрения самого Шолохова. В 1958 году «Тихий Дон» посмотрели почти 50 миллионов человек. Фильм практически сразу стал классикой отечественного кинематографа и принёс популярность Петру Глебову и начинающим на тот момент актрисам Элине Быстрицкой, Зинаиде Кириенко и Людмиле Хитяевой.
Второе место у военной драмы «Они сражались за Родину». 20% зрителей, проголосовавших за картину, назвали её гениальной, бесподобной и пронзительной. Режиссёр Сергей Бондарчук поставил картину, основываясь на опубликованных главах одноимённого романа Михаила Шолохова об отступлении советских войск на Дону летом 1942 года. Масштабное произведение о Великой Отечественной войне писатель начал создавать ещё во время работы корреспондентом на фронте. Выпустить роман отдельной книгой, к сожалению, не удалось: в 1968 году редакция забраковала текст. Незадолго до смерти Шолохов сжёг все рукописи произведения, так и не дописав финал.
На главные роли Сергей Бондарчук утвердил Василия Шукшина, Вячеслава Тихонова, Юрия Никулина, Георгия Буркова. Режиссёру было принципиально важно, чтобы все участники съёмочной группы сами прошли войну или хорошо её помнили. По результатам опроса журнала «Советский экран», «Они сражались за Родину» был признан лучшим фильмом 1976 года.
Первое обращение Сергея Бондарчука к произведениям Михаила Шолохова — дебютная драма режиссёра «Судьба человека» — находится в рейтинге на третьей строчке (её отметили 19% участников опроса). Поначалу руководство студии «Мосфильм» и сам автор рассказа отнеслись скептически к идее актёра Сергея Бондарчука поставить непростую полнометражную драму. В результате получилось пронзительное кино, получившее множество наград, в том числе на фестивалях в Сиднее и Карловых Варах и Большой приз на ММКФ.
На четвёртой позиции вторая экранизация романа «Поднятая целина». Картину упомянули 11% респондентов. История коллективизации на хуторе Гремячий Лог и противостояние коммуниста и местного есаула — второе большое произведение Михаила Шолохова. Режиссёром фильма выступил Александр Иванов. На роли он пригласил Петра Глебова, Петра Чернова, Людмилу Хитяеву и Игоря Дмитриева, полюбившихся зрителям после съёмок в «Тихом Доне» Сергея Герасимова. Картина «Поднятая целина» быстро стала популярной. Суммарно три серии собрали у экранов почти 60 миллионов человек.
Завершает зрительский топ «Донская повесть» (10% голосов). В основу сценария, который написал драматург Арнольд Витоль, легли два рассказа Михаила Шолохова «Шибалково семя» и «Родинка». Поставил картину Владимир Фетин. И режиссёр, и сценарист уже работали с шолоховским материалом: дипломный короткометражный фильм Фетина «Жеребёнок» тоже был снят по мотивам одноимённого рассказа писателя. Главную роль исполнил Евгений Леонов, сыгравший у Владимира Фетина в «Полосатом рейсе». Худсовет «Ленфильма» сомневался: нельзя на такую серьёзную и глубокую роль брать комика. Фетин, наоборот, был убеждён, что актёр отлично справится с трагическим образом, и не прогадал. История Якова Шибалка тронула зрителей до слёз и полностью изменила представление режиссёров о Евгении Леонове.
Рейтинг сформирован на основе зрительского опроса, который проводился в социальных сетях телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция». Было опрошено 2356 человек.