10 ярких ролей Леонида Куравлёва. В память о любимом актёре.

В воскресенье, 30 января, ушел из жизни Леонид Куравлёв, один из самых талантливых, неординарных и популярных актёров советского кино. Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» в память о великом артисте предлагает вспомнить картины, занимающие важное место в его фильмографии.

Леонид Куравлёв поступил во ВГИК только со второго раза. После первой неудачи один из экзаменаторов посоветовал прийти на следующий год – и не зря. Поначалу первокурсник чувствовал себя неуверенно и ужасно боялся своего педагога – Бориса Владимировича Бибикова. Куравлёва даже хотели отчислить, но дали шанс. С этого момента он серьезно взялся за учебу, хотел доказать, что у него есть способности к профессии.

Первая роль Куравлёва в кино – сапер Морозов в дипломном фильме режиссёров Андрея Тарковского и Александра Гордона «Сегодня увольнения не будет» (1958). Удачный дебют стал началом яркой карьеры замечательного актёра. Предлагаем вспомнить 10 картин, занимающих важное место в его фильмографии.

Мичман Панин (1960)

Леонид Куравлёв считал себя непоющим артистом. Однако этот «профессиональный недостаток» подарил ему замечательную роль в начале карьеры. На четвертом курсе актёр сдавал экзамен по пению, на который пришла режиссёр Софья Милькина – супруга и помощница Михаила Швейцера. Она подыскивала артистов для съемок в революционном фильме «Мичман Панин» (1960). Увидев Куравлёва, эмоционально и старательно исполняющего романс, сразу пригласила его на роль матроса Камушкина с его «Боже царя храни!». «Я-то пел совершенно всерьёз, а зрители смеялись: вот какой эффект дает насилие актёра над своей природой», – рассказывал Леонид Вячеславович.

Живет такой парень (1964)

Благодаря «Мичману Панину» Леонид Куравлёв стал работать с Василием Шукшиным. Помощница режиссёра сказала Василию Макаровичу, что появился интересный артист, выпускник ВГИКа. «А, наш. Пригласите его, я на него посмотрю», – ответил режиссёр, после чего позвал начинающего актёра в свою дипломную короткометражку «Из Лебяжьего сообщают» (1960). «Это начало моей дружбы с Шукшиным. ...Василий Макарович в одном из очерков написал, что мы друзья. Сам я бы не осмелился сказать: «Шукшин мой друг!» – признавался артист.

Роль Пашки Колокольникова в сценарии «Живет такой парень» Шукшин писал уже под Куравлёва. Однако худсовет во главе с Сергеем Герасимовым не хотел его утверждать. Режиссёр отстоял друга, за что Леонид Вячеславович был безмерно ему благодарен. «Живет такой парень» – росточек такой зелененький, который пробился сквозь асфальт», – говорил исполнитель о своей любимой роли.

Вий (1967)

«По Гоголю играть не очень сложно, потому что он уже многое за тебя сделал. Ну и ещё аура мистическая там существует, которая мне как актёру много помогла», – утверждал Леонид Куравлёв, сыгравший Хому Брута. Мистикой Куравлёв считал и то, что оказался в нужном месте, когда исполнительница роли панночки Наталья Варлей упала с высоты во время трюка. Актёр вспоминал, что ему оставалось только протянуть руки и поймать актрису.

Золотой теленок (1968)

Режиссёр Михаил Швейцер уже хорошо знал Куравлёва, когда позвал его на роль Шуры Балаганова, – ранее артист снялся у него в «Мичмане Панине» и драме «Время, вперед!». «Я там чувствовал себя как рыба в воде. Видимо, я уловил суть Балаганова. Когда однажды я спросил Швейцера, а кого играть, он сказал: «А играй дворняжку». ...Вот кто такой Балаганов», – рассказывал Леонид Вячеславович. После он ещё не раз появился в экранизациях, снятых Михаилом Швейцером («Маленькие трагедии», «Карусель», «Смешные люди»).

Афоня (1975)

Леонид Вячеславович говорил: «У меня 250 ролей в кино, а зритель помнит Афоню. Иду по улице, кричат в спину – «Афоня, дай рубль», иногда даже раздражает, этот Афоня. Мерзавец ведь, а любят». Режиссёр Георгий Данелия рассказывал, что на роль сантехника Афони было немало претендентов, включая Даниэля Ольбрыхского и Владимира Высоцкого. Однажды он понял, что у всех герой получается злым и несимпатичным. «Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели. Думаю, что мы даже слегка перестарались. Афоня в исполнении Куравлёва получился настолько обаятельным, что на «Мосфильм» пришло немало возмущенных писем от жен пьющих особей», – писал Данелия в книге «Тостуемый пьет до дна».

Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1972)

Из-за роли Робинзона Крузо актёр чуть было не поссорился с другом. Когда Станислав Говорухин предложил Куравлёву эту роль, тот не поверил: «Какой Робинзон Крузо?». В то же время Василий Шукшин начал работу над фильмом «Печки-лавочки» и видел Леонида в качестве главного героя. «Я задумался и пришел к выводу, что надо играть разные роли, звать на помощь перевоплощение. И решил, что не буду сниматься в «Печках-лавочках». Но моя ошибка была в том, что я не позвонил Шукшину», – рассказывал артист. Очередная встреча друзей оказалась, мягко говоря, холодной. Но Куравлёв сумел убедить Василия Макаровича, что лучше его самого в «Печках-лавочках» никто не сыграет. В итоге фильм получился и дружба сохранилась.

Иван Васильевич меняет профессию (1973)

Время съемок комедии «Иван Васильевич меняет профессию» актёр называл «светлым периодом». В роли Жоржа Милославского он много импровизировал, а Леонид Гайдай поощрял подобное «свободомыслие». В результате в картину вошло несколько Куравлёвских придумок. К примеру, пачка сигарет «Мальборо» в руках Милославского – отсылка к самому режиссёру, предпочитавшему эту марку. Фраза «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе. Если они у вас, конечно, есть!» тоже появилась в качестве импровизации исполнителя.

Место встречи изменить нельзя (1979)

Артист дважды встретился с Владимиром Высоцким на съемочной площадке – в картинах «Маленькие трагедии» и «Место встречи изменить нельзя». «Если актёр, как Высоцкий – очень талантливый, гениальный, то он задает тебе планку общения, приглашает быть таким же талантливым, как он», – считал Куравлёв. По сюжету его герой, вор Копчёный, играет в бильярд с Глебом Жегловым. Проблема была в том, что оба артиста не владели этим искусством в достаточной степени. Поэтому шары в лузу за них загонял мастер спорта СССР Владимир Иванов.

Мы, нижеподписавшиеся (1980)

Когда Татьяна Лиознова заинтересовалась социальной драмой Александра Гельмана, в роли Шиндина, отстаивающего интересы производства и своего честного начальника, она увидела Куравлёва. Режиссёр уже работала с ним в сериале «Семнадцать мгновений весны» (1973). Причём пробовала его на Адольфа Гитлера. Однако артист, по его словам, не горел желанием играть «Антихриста». В итоге ему досталась роль гестаповца Курта Айсмана. Чтобы этот образ получился более жестким, придумали черную повязку на глаз. А вот в картине «Мы, нижеподписавшиеся» доброта, светившаяся в глазах Куравлёва, была стопроцентным попаданием в характер героя.

Ищите женщину (1982)

В роли инспектора Грандэна режиссёр Алла Сурикова представляла Михаила Ульянова, но он был занят. Тогда на рассмотрение худсовета выдвинули две кандидатуры – Леонида Куравлёва и Армена Джигарханяна. Большинство склонялось к последнему. Леонид Вячеславович, рассказывал: «И вдруг кто-то ну очень авторитетный из комиссии обращается к коллегам: «А знаете, ведь Джигарханян как раз не подходит на эту роль. Он ведь настоящий супермен и уже на двадцатой минуте сюжета обязан понять, кто убийца. Так что берите Куравлёва, он все две серии будет думать-гадать». Для актёра роль инспектора стала еще одной возможностью выйти за пределы амплуа «простого парня». Помогло, что его партнершей оказалась Софико Чиаурели – они вместе учились во ВГИКе у Бибикова и быстро нашли общий язык.

 

В память о Леониде Куравлёве телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» покажет самые интересные и яркие работы актёра. 1 февраля весь день в эфире телеканала фильмы: «Дамы приглашают кавалеров», «Самая обаятельная и привлекательная», «Не было печали», «Берегите мужчин!», «Живите в радости», «Ты – мне, я – тебе», «Вий», «Ищите женщину», «Афоня», «Иван Васильевич меняет профессию», «Опасно для жизни», «Не может быть!», «Раз на раз не приходится», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

 

 

 

 

31/01/2022

Служебный роман

0+ 1977
золотая коллекция мосфильма

Анатолий Ефремович Новосельцев, рядовой служащий одного статистического управления, — человек робкий и застенчивый. Для него неплохо бы получить вакантное место зав. отделом, но он не знает как подступиться к этому делу. Старый приятель Самохвалов советует ему приударить за Людмилой Прокопьевной Калугиной, — сухарем в юбке и директором заведения…