Россияне назвали любимые фильмы Леонида Гайдая. К 100-летию со дня рождения режиссёра
30 января исполняется 100 лет со дня рождения Леонида Гайдая – непревзойденного мастера в жанре кинокомедии. В честь знаменательной даты телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» в своих соцсетях провёл опрос, в ходе которого зрители выбирали самые любимые картины из фильмографии режиссёра. В итоге зрительский рейтинг выглядит так:
1. «Иван Васильевич меняет профессию» – 49%
2. «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» – 34%
3. «Бриллиантовая рука» – 32%
4. «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» – 28%
5. «Не может быть!» – 23%
6. «12 стульев» – 20%
7. «Спортлото-82» – 19%
8. «За спичками» – 15%
9. «Деловые люди» – 12%
10. «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» – 8%
Первое место занял фильм «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), его выбрала почти половина опрошенных зрителей (49%). Комедия снята по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», впервые напечатанной в 1965 году. Сценарий картины Леонид Гайдай и Владлен Бахнов писали в расчете на Юрия Никулина, который должен был сыграть Ивана Грозного и управдома Буншу. Однако артист отказался. По одной версии, у него был плотный график зарубежных цирковых гастролей. По другой, Никулин опасался, что фильм может оказаться на полке, поскольку цензура только недавно открыла широкой публике доступ к творчеству Булгакова. Режиссёру пришлось проводить пробы на две главные роли, в ходе которых он остановил выбор на Юрии Яковлеве. По итогам года комедия «Иван Васильевич меняет профессию» стала лидером кинопроката, а на фестивале юмора в Габрово была отмечена призом.
Второе место зрители отдали картине «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (1965). Она состоит из трех новелл: «Напарник», «Наваждение» и «Операция “Ы”», объединенных одним персонажем – интеллигентным студентом-очкариком. Первоначальный вариант сценария назывался «Несерьёзные истории», а студента звали Владик. Пробы на эту роль дались режиссёру нелегко – он посмотрел несколько десятков претендентов. В итоге возникла кандидатура 28-летнего Александра Демьяненко, с которым Гайдай снимался в фильме «Ветер» (1959). Леонид Иович сам поехал в Ленинград на встречу с актёром, работавшим тогда на «Ленфильме», и убедился в правильности своего выбора. В ходе работы над картиной персонаж Владик был переименован в Шурика, чтобы не возникало ассоциации с именем Владлен (сокращённое Владимир Ильич Ленин). Комедия заняла первое место в прокате – за год её посмотрело почти 70 млн кинозрителей. В 2009 году эта работа Леонида Гайдая получила награду кинопремии «MTV-Россия» в номинации «Лучший советский фильм».
Эксцентрическая комедия «Бриллиантовая рука» (1968) занимает третью строчку в списке отечественных фильмов – абсолютных лидеров советского кинопроката (76,7 млн зрителей) после картин «Пираты XX века» и «Москва слезам не верит». Такое же место она получила по итогам зрительского голосования, организованного телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция». Главный герой криминальной истории, Семён Семёнович Горбунков, изначально предназначался Юрию Никулину. Чтобы сыграть эту роль, артист попросил у администрации цирка отпуск на полгода. Натурные съёмки проходили в Баку, Сочи и в районе Туапсе. В экспедицию вместе с Никулиным поехали домочадцы, которым тоже нашлись небольшие роли в картине. Его супруга, Татьяна Николаевна, сыграла экскурсовода, курирующего туристическую группу в Стамбуле. А 12-летний сын Максим был задействован в эпизоде «спасения» Козодоева с необитаемого острова. Мальчику пришлось отработать шесть дублей, прежде чем получилась нужная сцена. Он несколько раз прыгал в воду ещё до того, как его настигал пинок Андрея Миронова.
Четвертое место в топ-10 гайдаевских комедий у картины «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966). Она же занимает четвертую позицию в списке отечественных фильмов-лидеров советского кинопроката за все время существования СССР (76,5 млн зрителей). Идея продолжить историю Шурика в формате новелл возникла у авторов еще во время съёмок ленты «Операция “Ы” и другие приключения Шурика». Однако, по признанию режиссёра, ко времени завершения фильма он подустал от персонажей. К работе над новым сценарием, который начали писать Яков Костюковский и Морис Слободской, Гайдай присоединился позднее. Зимой 1965 года заявка на картину была одобрена руководством «Мосфильма». По первоначальному замыслу она должна была состоять из двух частей – «Кавказская пленница» и «Снежный человек и другие». Сюжет второй истории вытекал из первой: после неудачного похищения невесты криминальная троица сбежала, заблудилась в лесах и одичала, а среди местных жителей возникли слухи о появлении снежного человека. Однако в ходе дальнейшей работы эта часть сценария была отвергнута.
В пятёрку лидеров вошла ещё одна успешная экранизация, осуществленная Леонидом Гайдаем, – «Не может быть!» (1975). В основу сценария легли три произведения Михаила Зощенко – «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадьба», превратившиеся в киноновеллы. По примеру картины «Иван Васильевич меняет профессию», режиссёр хотел перенести действие из 1930-х в 1970-е годы. Руководство «Мосфильма» это перемещение во времени не одобрило, опасаясь, что стрелы сатиры слишком явно укажут на проблемы советской действительности. Тогда Леонид Иович вернул персонажей сценария в прошлое и сменил первоначальное название «Тайна, покрытая лаком» на «Не может быть!».
20% респондентов в числе самых любимых назвали гайдаевскую киноверсию «12 стульев» (шестое место). На роль Остапа Бендера в ней претендовали более двадцати актёров, включая Владимира Высоцкого, Александра Ширвиндта и Андрея Миронова. В итоге был утвержден Александр Белявский. Однако вскоре Гайдай обнаружил, что Киса Воробьянинов в исполнении Сергея Филиппова смотрится ярче Бендера-Белявского. Тогда режиссёр вернулся к кандидатуре Арчила Гомиашвили, уже проходившего пробы. Плюсом в пользу артиста было то, что он несколько лет играл роль Бендера в авторском моноспектакле, получившем известность далеко за пределами Грузии. Правда, озвучивание персонажа Гайдай поручил Юрию Саранцеву. Голос Гомиашвили можно услышать лишь в нескольких эпизодах картины.
Седьмое место участники опроса отдали киноленте «Спортлото-82» (1982), которая в своё время выполнила важное государственное задание. Лотерея «Спортлото» начала разыгрываться в 1970 году, доходы от неё направлялись на финансирование и популяризацию спорта. Однако в начале 1980-х интерес к розыгрышам со стороны населения снизился. Позитивный фильм с незамысловатым сюжетом был призван напомнить гражданам о великолепных перспективах покупки лотерейных билетов. Неизвестно, на сколько процентов возросли их продажи после премьеры картины, но по итогам года комедия стала лидером проката, собрав в кинозалах 55,2 млн зрителей.
Советско-финский проект «За спичками» (1980) – на восьмом месте среди самых популярных фильмов Гайдая. Экранизация повести финского писателя Майю Лассила снималась в двух локациях: в павильонах «Мосфильма» и в финском городе Порвоо. Предполагалось, что роли в картине распределятся поровну между советскими и финскими актёрами. Однако в ходе переговоров отечественным кинематографистам удалось утвердить за собой большинство ведущих персонажей, включая колоритного Юсси Ватанена, доставшегося в итоге Вячеславу Невинному.
Сборник киноновелл «Деловые люди» (1963), снятый по рассказам О. Генри, расположился на девятом месте зрительского рейтинга. Гайдай приступил к его съемкам после триумфа короткометражек «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», задействовав в новых образах Георгия Вицина и Юрия Никулина. Фильм открыл зрителям талант 12-летнего москвича Серёжи Тихонова, который сыграл Джонни Дорсета, неугомонного вождя краснокожих. Причем первоначально режиссёр планировал отдать эту сложную роль Надежде Румянцевой. После ошеломительного дебюта Тихонов сыграл ещё в двух картинах – «Сказка о Мальчише-Кибальчише» и «Дубравка».
Замыкает десятку самых популярных комедий режиссёра российско-американская картина «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) – последняя работа в фильмографии Леонида Иовича. Сценарий был написан совместно с Аркадием Ининым и Юрием Воловичем. Съёмки начались в августе 1991-го, а премьера состоялась 30 октября 1992 года, уже после распада СССР. Известно, что в последние годы Гайдай мечтал экранизировать роман Достоевского «Идиот». Кроме того, в 1993 году для него был готов новый комедийный сценарий, написанный Воловичем и Ининым. Но 70-летний мастер предупредил соратников, что скорее всего уже не сможет снять новый фильм. Так и произошло. 19 ноября 1993 года его не стало.
Опрос проводился в социальных сетях телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция» . В нем приняло участие 4060 респондентов всех возрастов.