Самые трогательные сцены из фильмов про Победу
В преддверии 9 Мая телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» попросил зрителей назвать самые трогательные эпизоды из фильмов, посвящённых победе в Великой Отечественной войне. Из самых часто упоминаемых моментов был составлен лонг-лист, из которого аудитории предлагали выбрать несколько самых проникновенных сцен. По результатам голосования были выбраны следующие эпизоды:
- «Судьба человека». Андрей Соколов говорит Ване: «Я твой отец» — 25%
- «В бой идут одни «старики». Титаренко и Макарыч у памятника погибших девушек–лётчиц — 24%
- «Вечный зов». Встреча Кирьяна и Анфисы на вокзале — 23,5%
- «Белорусский вокзал». Исполнение песни «Нам нужна одна победа» — 22%
- «Отец солдата». Сын погибает на руках у отца — 20%
- «Офицеры». Люба узнаёт о гибели Егора — 18%
- «А зори здесь тихие». Васков кричит немцам о пяти погибших девочках — 17%
- «Они сражались за Родину». Диалог Лопахина и Стрельцова, фраза «Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому» — 13%
- «Баллада о солдате». Встреча Алёши с мамой — 12,5%
- «Семнадцать мгновений весны». Встреча Штирлица с женой в кафе — 12,3%
На первом месте сцена из фильма Сергея Бондарчука, снятого по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». Зрители выбрали эпизод, где Андрей Соколов, переживший концлагерь, побег, гибель жены и детей, говорит подобранному им сироте: «Я твой отец». После этих слов мальчик бросается к герою на шею с криком «Папка!». По одной из версий, в основе рассказа лежит реальная история, которую Шолохову рассказал попутчик на охоте. Фильм стал дебютной режиссёрской работой Бондарчука.
Второе место занял финальный эпизод фильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики», в котором Алексей Титаренко и механик Макарыч сидят на могиле погибших лётчиц. На съёмках этой сцены после первого дубля актёру Алексею Смирнову, который сам прошёл Великую Отечественную, был кавалером трёх орденов, вызвали скорую. Вернувшись на съёмочную площадку, он сказал Быкову, что больше такой сцены не переживёт, и в фильме оставили тот единственный дубль.
На третьем месте эпизод из телесериала Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Вечный зов», созданного по мотивам романа Анатолия Иванова. По сюжету Кирьян Инютин, потерявший на войне ноги, не возвращается домой, а просит подаяние по поездам. Его жена Анфиса, у которой до войны были очень непростые отношения с мужем, находит Кирьяна и забирает домой. В одной из самых пронзительных сцен фильма вершины актёрского мастерства показали Тамара Сёмина и Андрей Мартынов.
На четвёртом месте исполнение песни «Нам нужна одна победа» в фильме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». По замыслу режиссёра, в этой сцене мужчины должны были плакать, а у медсестры Раи, поющей песню, не должно было упасть ни слезинки. Задача для актрисы Нины Ургант оказалась непростой — настолько эмоциональной была композиция Булата Окуджавы.
На пятом месте пронзительная сцена из фильма Резо Чхеидзе «Отец солдата» — когда Георгий Махарашвили находит во время боя своего сына, но тот получает тяжёлое ранение и умирает на руках отца. Прообразом героя стал сослуживец автора сценария Сулико Жгенти — колхозник из Кахетии, который, несмотря на свой возраст, обладал невероятной силой. В фильме герою даже оставили его подлинное имя.
Шестое место у фильма Владимира Рогового «Офицеры» и трагического эпизода, когда Люба по фотографии понимает, что погибший обожжённый танкист — это её сын. Фильм был поставлен по пьесе писателя-фронтовика Бориса Васильева.
На седьмом месте сцена из картины Станислава Ростоцкого, также поставленной по произведению Бориса Васильева, «А зори здесь тихие». Зрители выбрали эпизод, когда старшина Васков берёт в плен оставшихся немцев и кричит им о погибших девушках.
Восьмое место у ещё одной картины Сергея Бондарчука, снятой по произведению Михаила Шолохова, «Они сражались за Родину», и диалога Петра Лопахина и Николая Стрельцова. Герой после тяжёлой контузии возвращается на фронт и объясняет свой поступок так: «Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому». Режиссёр Сергей Бондарчук также прошёл Великую Отечественную, участвовал в боях на Северном Кавказе.
На девятом месте сцена из фильма «Баллада о солдате» режиссёра-фронтовика Григория Чухрая — когда главный герой Алёша всего на несколько минут встречается с матерью. Он обещает ей вернуться с войны, но зритель знает, что этого не произойдёт.
Десятое место у знаменитой встречи Штирлица с женой в кафе в «Семнадцати мгновениях весны», где звучит проникновенная музыка Микаэла Таривердиева. Изначально сцены не было в сценарии. Её подсказал режиссёру Татьяне Лиозновой исполнитель главной роли Вячеслав Тихонов, которому о встрече с родными на расстоянии рассказал бывший разведчик.
Также среди самых трогательных моментов из фильмов о Великой Отечественной зрители называли эпизод возле памятника погибшим воинам из фильма «Аты-баты, шли солдаты…» — 12,1%; гибель Жорки из «Батальоны просят огня» и сцену из «Летят журавли», когда Вероника дарит цветы на вокзале, — 11%. А также поиск оставшихся живых в картине «Горячий снег» — 9% — и исполнение песни «Ещё немного, ещё чуть-чуть! Последний бой он трудный самый!» в последней части эпопеи «Освобождение» — 8%.
Голосование проходило в социальных сетях телеканала. В нём приняли участие 3010 человек всех возрастов более чем из 90 городов. Больше всего проголосовало жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Тюмени, Краснодара, Екатеринбурга, Новосибирска, Самары, Саратова. Также в голосовании приняли участие респонденты из Загреба, Нью-Йорка, Алма-Аты, Баку, Братиславы.